В «пещерный город» Мангуп
О.А. Махнеева
В
юго-западной части Крымского полуострова находятся интересные
памятники средневековья – так называемые «пещерные города». Расположены
они на отдельных возвышенностях или отрогах Внутренней гряды над
широкими долинами в среднем течении рек Альмы, Качи, Бельбека.
Каждый из них был окружен группой тяготевших к нему земледельческих
поселений.
«Пещерные
города» – название условное, не совсем точное. Возникло оно в
XVIII – начале XIX в., когда эти «города» были уже покинуты жителями,
а наземные жилища их разрушились и заросли кустарником, кое-где
даже лесом. Сохранились лишь многочисленные пещерные сооружения
вспомогательного характера: казематы, кладовые, помещения для
скота, всевозможные культовые сооружения. Но у первых исследователей
сложилось впечатление, что именно они и были жилищем населения.
Укрепленные
поселения, убежища, города в основной своей массе, возникли в
позднеантичный период, когда Великое переселение пародов забросило
на полуостров готов (III в. н.э.), а затем гуннов (IV в. н.э.).
Под их натиском к спасительным возвышенностям и горам ушли из
речных долин аборигены Таврики, представлявшие собой этнический
сплав потомков тавров, сарматизированпых скифов, алан, греков
в других народов. В конце VII в. на полуостров вторглись и на
какое-то время осели здесь хазары. В VIII в., в связи с иконоборческим
движением в Византии, в Таврику бегут иконопочитатели, главным
образом монахи. По-видимому, ими и был основан ряд пещерных монастырей
(Успенский, Качи-Кальон, Шулдан, Челтер в др.).
Если
при своем возникновении «пещерные города» носили характер укрепленных
поселений, то в дальнейшем, в связи с развитием феодальных отношений,
некоторые из них постепенно превратились в довольно большие по
площади укрепленные города (Эски-Кермен, Мангуп, Кыз-Кермен, с
Х в. – Чуфут-Кале). Этому способствовало их расположение вблизи
главных торговых путей, сложившихся еще в античное время.
Остальные,
меньшие по размерам укрепления, расположенные в труднодоступных
высотах, защищенные оборонительными стенами по существу были феодальными
замками или небольшими цитаделями (Бакла, Тепе-Кермен, Сюйренская
крепость, Кыз-Куле, Каламита и др.), но их тоже условно называют
«пещерными городами».
После
Х в. влияние Византии в Крыму начало сходить на нет, ослабело
и владычество хазар. В XII –XIV вв. в южном Крыму формируется
крупное по тем временам княжество Феодоро с одноименным центром
на горе Мангуп. Примерные границы его охватывали почти весь юго-западный
Крым с портом Каламитой (Инкерман) и периодически – Чембало (Балаклава).
На севере владения княжества подходили к бассейнам рек Качи и
Марты, на востоке – к горе Демерджи и Алуште. Принадлежал ему
и южный берег от Алушты до Ласпи. В XIV–XV вв. рядом с Мангупским
существовало и другое, значительное по территории княжество –
Кырк-Орское, занимавшее земли по рекам Каче и Бодраку.
По-иному
складывались обстоятельства в степном Крыму и в восточной части
Таврики. Степью владели печенеги, затем половцы с XIII в. – татары.
В первой половине XV в. татарские владения были объединены в Крымское
ханство со столицей сначала в Солхате (г. Старый Крым), а затем,
с конца XV в.,–в Бахчисарае. Владения татар вплотную подошли к
княжеству Феодоро.
В
XIII в. на крымских берегах появились итальянцы – венецианцы и
генуэзцы. Они обосновались в Кафе (Феодосия), а затем в Солдайе
(Судак). Им принадлежал и ряд мелких прибрежных укреплений между
Алуштой и Симеизом.
В
1475 г. на полуостров вторглись турки. Они разгромили генуэзские
колонии. Пало и княжество Феодоро. Многие «пещерные города» и
укрепления утратили свое значение. А после присоединения Крыма
к России, в 1783 г., отпала необходимость оставаться на труднодоступных
плато, вдали от плодородных земель. Жители покинули последние,
уцелевшие к тому времени «пещерные города» и поселились в долинах.
Проще
всего добираться до Мангупа от с. Залесного – туда ходят рейсовые
автобусы из Бахчисарая. За селом от шоссе ответвляется проселочная
дорога к подножию Мангупа.
Мангуп
– большой, сложенный мшанковыми известняками останец, высотой
около 200 м. Он возвышается, точно остров, среди трех смежных
долин – Каралезской, Джан-Дере и Адым-Чокракской. С трех сторон
обширное Мангупское плато заканчивается скалистыми обрывами (до
70 м по вертикали), северный же склон прорезали три глубоких оврага:
Капу-Дере («капу» – вход, ворота; «дере»–овраг), Гамам-Дере (Банный
овраг), Табана-Дере (Кожевенный овраг). С северной стороны можно
было не только подняться пешком, но и въехать на плато.
Между
оврагами – четыре выступа, или мыса, точно четыре гигантских пальца,
вытянутых к северу. Средневековые их названия (вернее дотатарские)
неизвестны. Восточный мыс называется Тешкли-Бурун (Дырявый мыс),
он весь изрезан пещерами; следующий к западу – Елли, или Элли-Бурун
(Ветреный, по другому предположению, Эллинский мыс, т. е. греческий);
затем Чуфут-Чоарган-Бурун (мыс призыва иудеев1) и, наконец, Чамны-Бурун
(Сосновый мыс).
Все
три оврага заросли хвойными и лиственными деревьями, кустарником,
что делает подъем даже в жаркий день не очень утомительным. Наименее
крут подъем по ездовой дороге, идущей по южному склону к главным
воротам города в верховьях Капу-Дере. Туристы любят подниматься
маркированной тропой по балке Гамам-Дере.
Минут
через сорок после начала подъема по Гамам-Дере тропа подводит
к хорошо сохранившейся башне, увитой зеленым плющом. От нее тропа
круто поднимается на правый склон оврага вдоль оборонительной
стены, пересекающей его верховья. Через пролом, где могла в средние
века находиться калитка, входим на территорию города. Слева –
пещеры, вырубленные в скале, справа – заросли деревьев и кустарников.
В конце тропы – естественный грот, из которого вытекает родник
с хорошей питьевой водой. От него можно по другой, ближайшей слева,
тропе подняться на плато.
Взгляните
на близкие скалистые холмы в дальние горные цепи Главной гряды:
что ни возвышенность, то какой-нибудь средневековый памятник.
Зрительные связи ассоциируются со связями историческими; все эти
памятники составляли некогда один грандиозный, веками сложившийся
комплекс.
На
западе видна часть севастопольской Северной бухты, куда впадает
река Черная. Над устьем реки – руины крепости Каламиты. Левее
ее на фоне неба темнеет силуэт башни Чембало, некогда принадлежавшей
Феодоро. К северу от Мангупа видны уходящие вдаль холмы, где располагались
ближайшие села, за ними, за долиной реки Качи, просматривается
Чуфут-Кале. К востоку по реке Бельбек находились мапгупские укрепления
– Керменчик, Сюйренская крепость с монастырем Ай-Тодор и два замка
на вершинах скал Сююрю-Кая и Сандык-Кая.
Само
плато Мангупа, вытянутое с востока на запад, просматривается хорошо.
С севера верховья всех трех оврагов заслонены руинами высоких
стен с башнями, которые сохранили внушительный вид до наших дней.
Ранний
Мангуп (V–VI вв. н. э.) занимал в основном территорию верхнего
города, расположенного на мысу Тешкли-Бурун. Доступ в него и в
настоящее время преграждают руины цитадели. Затем город расширился,
и остальные три западных мыса вошли в территорию нижнего города.
Позднее была заселена и часть Кожевенного оврага. Верховья Табана-Дере
превратились в ремесленный район. На Сосновом мысу до конца существования
города оставался пустырь, своего рода запасная территория, хотя
все его расселины и были закрыты стенами. Пустыри, расположенные
за пределами оборонительных стен мысов Чуфут-Чоарган и Чамны,
в момент опасности тоже использовались: здесь укрывались от врагов
жители расположенных вблизи Мангупа селений вместе со своим скотом
и движимым имуществом. В мирное время на пустырях этих, вероятно,
паслись домашние животные.
Конкретных
данных о раннем этапе истории княжества почти нет. В частности,
остаются неизвестными имена первых его князей. Предполагается,
что князья Феодоро, как в период средневековья часто называли
Мангуп, происходили от знатных выходцев из Трапезунда, принадлежавших
к вельможному армянскому роду Гаврасов. Вполне возможно, что до
них, а впоследствии и вместе с ними – в силу родственных уз –
владельцами Мангупа были потомоки местной знати, принявшей христианство
и подчинившейся Византии.
С
начала XV в. до 1434 г. княжеством Феодоро правил энергичный и
умный князь Алексей. Сведения о его незаурядном княжении содержат
различные источники. При нем был возведен ряд построек. Чтобы
обеспечить княжеству Феодоро выход к морским торговым путям, Алексей
восстановил Каламиту как порт. В 1433 ему удалось захватить Балаклавскую
бухту и крепость Чембало, которую генуэзцы еще в 1357 г. отняли
у феодоритов.
Приобретение
Чембало – второго и столь удобного морского порта – значительно
усиливало позиции Феодоро на южном и западном побережье Крыма,
давало княжеству крупные козыри в торговой и политической игре
с генуэзцами. Однако в ответ сенат Генуи снарядил карательную
экспедицию – 20 галер с 6000 отборных морских и сухопутных воинов.
В июне 1434 г. после недолгой осады генуэзцы ворвались в крепость
Чембало, перебили ее защитников и местных жителей. Каратели взяли
в плен княжича Алексея, сына князя Алексея, захватили и сожгли
Каламиту. После этого генуэзцы двинулись вдоль южного побережья
Таврики на восток, грабя и разрушая по пути поселения и крепости
местных феодалов. Так неудачно закончилась для владетелей Феодоро
борьба за крепость Чембало. Каламита же вскоре была возвращена
княжеству и восстановлена. Княжича, взятого в плен, по окончании
военных действий генуэзцы освободили, и в том же 1434 г., после
смерти отца, он стал правителем Феодоро. Объяснялось это соображениями
дипломатического характера: назревала турецкая опасность, и в
период княжения Алексея-младшего уже не было враждебных стычек
с итальянцами.
После
смерти Алексея-младшего, судя по татарским источникам, княжил
его сын Олубей, или Улубей («большой князь»). Это было татарское
прозвище. До 1475 г. все князья Феодоро исповедовали христианство
и носили православные имена. Православное имя Олубея до нас не
дошло. По-видимому, при нем наметилось сближение Мангупа с татарами.
В
1471 г. Олубей умер и правителем Феодоро стал его брат Исаак (по
генуэзским документам – Саик, по русским – Исайко). При нем генуэзцы
ищут союза с Мангупом, что, несомненно, связано было с турецкой
угрозой. Исаак посетил Кафу, где и заключил союз с генуэзцами.
Ко
времени правления Исаака относятся документы, говорящие о расширении
династических и политических связей Феодоро. В 1472 г. мангупская
княжна, дочь Олубея, была выдана замуж за Стефана III, господаря
Валахского (Молдавского). В 1474–1475 гг. великий князь Московский
Иван III поручил своим послам вести переговоры с Исайкой о женитьбе
своего сына на дочери князя феодоритов. Брак этот не состоялся
лишь из-за турецкого вторжения в Крым.
В
первой половине 1475 г. князем Мангупа стал племянник умершего
Исаака, сын Олубея Александр. Но недолгим было его княжение. Летом
1475 г. турки и примкнувшие к ним татары захватили Кафу. Вскоре
они подошли к Мангупу. Нападавшие были вооружены передовым по
тому времени огнестрельным оружием, в том числе снятыми с кораблей
пушками. Феодориты могли рассчитывать лишь на неприступность крепости
да на собственное мужество. Город сопротивлялся самоотверженно.
Пять раз ходили турки на приступ, однако мангупская твердыня выстояла.
Началась долгая осада. В городе иссякло продовольствие. В декабре
изнуренные голодом и болезнями защитники Мангупа вынуждены были
сложить оружие и сдаться на милость победителей.
Захватив
Мангуп, турки разорили его, истребили почти всех жителей, не щадя
ни детей, ни стариков, затем подожгли город. Князь Александр погиб
в заточении в Константинополе, женская половина его семьи попала
в султанский гарем, а все взрослые родичи мужского пола разделили
судьбу князя. В живых остались лишь его малолетний сын, который
стал впоследствии в Турции родоначальником знатной, но не влиятельной
фамилии.
Сам
Мангуп со всеми землями бывшего княжества был превращен в турецкий
кадылык (округ). Оборонительные стены служили теперь новым хозяевам;
до XVIII в. здесь стоял турецкий гарнизон. К названию города турки
прибавили слово «кале» (Мангуп-кале значит «Мангупская крепость»).
На картах Крыма XVII – начала XIX в числе немногих крымских городов
Мангуп еще значится. После присоединения Крыма к России (1783)
с плато ушли последние жители, и некогда большой город, центр
могущественного княжества, окончательно прекратил свое существование.
Из
всех построек Мангупа лучше других сохранилась цитадель. Она состоит
из оборонительной стены, как бы отсекающей Дырявый мыс с напольной
стороны, ворот, перекрытых коробовым сводом, и двухэтажного донжона
(башни), расположенного между двумя куртинами стены.
Следуя
к цитадели вдоль южных и юго-восточных обрывов Мангупа, по пути
осмотрите вырубленные в скале большие давильни для винограда,
остатки пещерных сооружений культового и хозяйственного назначения.
Кое-где по вырубкам в скале можно проследить планировку наземных
церквей и усыпальниц, а также усадеб с хозяйственными постройками.
На расстоянии нескольких метров от цитадели выдолблены в скале
могилы – остатки раннесредневекового кладбища, возникшего, когда
город еще не вышел за пределы Дырявого мыса.
Фасад
башни с узкими смотровыми бойницами имел угрюмый, неприступный
вид. Чтобы осмотреть ее изнутри, надо через ворота пройти на территорию
Дырявого мыса. С этой стороны постройка до сих пор не утратила
дворцового характера. Посредине сохранился богато украшенный широкий
вход, по сторонам в на втором этаже – широкие окна, обрамленные
резными наличниками. Не исключено, что здесь находилась основная
резиденция правителей Феодоро. Верхний этаж был жилым, в нижнем
помещалась дружина князя, полуподвал использовался при князьях
как арсенал, а при турках как тюрьма.
После
осмотра цитадели можно ознакомиться с сооружениями на Дырявом
мысу. Напротив ворот расположены остатки октагона – небольшой
восьмигранной церкви, построенной в VIII в. Возможно, это была
княжеская капелла. Сложена она из крупных, прямоугольных в сечении,
искусно отесанных блоков.
По
восточному обрыву Дырявого мыса тянутся многочисленные пещеры-казематы,
из которых хорошо видна дорога к главным воротам города. Такие
же казематы есть и на западном обрыве мыса, они были устроены
для того, чтобы поражать неприятеля сверху, в случае его приближения
по дороге к городским воротам. Эти сооружения использовались не
только для оборонительных целей, но и для хозяйственных в мирное
время. Об этом свидетельствуют вырубки на стенах пещер для деревянных
полок и углубления на полу для днищ пифосов. В некоторых казематах
содержались и животные.
В
средней части восточного обрыва, в цепи боевых казематов, некогда
соединенных висячими галереями и лесенками, была пещерная церковь
для защитников цитадели. С плато в нее ведет лесенка. В восточной
закругленной стороне церкви находился алтарь.
Со
стороны Бельбекской долины подступы к плато контролировала дозорная
башня, построенная на самом конце мыса. Перед башней была казарма.
Нижняя часть ее вырублена в скале, верхняя, сложенная из камня,
не сохранилась. Под основание башни ведет дверной проем, за ним
– лестница, по которой можно спуститься в обширную искусственную
пещеру. Западная и восточная стены ее разрушились, в результате
образовалось сквозное отверстие, хорошо видимое снизу, если ехать
к Мангупу с севера. Еще две лестницы ведут из пещеры вниз, в просторное
сооружение. Предполагают, что это была подземная тюрьма. Она состоит
из зала с подпорным столбом посредине. Одиночные камеры вырублены
в северной и восточной сторонах пещерного зала. В дверных проемах
видны следы пазов для деревянных дверных коробок, а с внешней
стороны – углубления для засовов. Дверь в южной стене зала ведет
во второе помещение с большим окном. Здесь, очевидно, дожидалась
смены стража, одновременно наблюдавшая за заключенными.
На
всей территории мыса в неровностях грунта и местами выступающих
из земли кладок угадываются наземные строения. У северного обрыва
есть глубокий колодец, очевидно, сооруженный на случай осады цитадели.
Выйдя
из ворот цитадели, поверните вправо. Внизу, у ее подножия, находятся
руины восточных городских ворот. Под более поздней кладкой из
мелких камней в западном откосе ворот видна прилегавшая к нему
часть стены из прямоугольных блоков. Вдоль дороги, вырубленной
в скале, высится хорошо сохранившаяся оборонительная стена. В
ней имеется вход в полуразвалившуюся башню, которая в свое время
охраняла одно из уязвимых мест на подступах к городу из Капу-Дере.
По этой же дороге пройдем на мыс Чуфут-Чоарган-Бурун. Здесь заметны
остатки домов, прослеживаются очертания улиц, площадей.
Западнее
балки Гамам-Дере, на расстояния около 100 м от ее верховьев, находятся
остатки дворца последних владетелей Феодоро.
Это
было двухэтажное симметричное здание прямоугольной, почти квадратной
формы. К северной его стене снаружи примыкала башня2, в южной
стене был вход через изящную аркаду в простора сени. Главное помещение
дворца – парадный зал – разделен на три равные части двумя двойными
аркадами на двадцати четырех столбах.
Северо-западнее
дворца, на расстоянии около 100 м, находятся остатки большого
христианского храма, построенного в честь святых Константина и
Елены. Он представлял собой трехнефную базилику вытянутое с востока
на запад прямоугольное здание, разделены вдоль двумя рядами колонн
на три части (нефа), с двускатной кровлей и выступающими на восток
полукружиями – абсидами. Вдоль северной и южной стен храма были
пристроены галереи. Пол центрального нефа состоял из больших каменных
плит, в боковых найдены остатки многоцветной мозаики.
Как
показали археологические раскопки, базилика отстроена XIV – начале
XV в. на месте другой, возведенной раньше. Абсида более древнего
храма выступает с наружной стороны, из-под основания позднего.
В
самом храме (в его полу) на протяжении длительного времени хоронили
знатных особ. Могилы найдены и за пределами базилики. С северной
ее стороны в 1938 г. открыта крещальня с остатками мозаичного
пола. Совсем недавно у восточной стены расчищена пристройка, возможно,
тоже крещальня. Юго-западнее базилики сохранились остатки городских
усадеб.
На
Мангупе было много церквей, наземных и пещерных. Наиболее интересная
пещерная церковь находилась вне города. К ней вел потайной ход;
находится он в узкой расселине, юго-западнее высшей точки плато,
у обрыва. Спустившись вниз, поверните вправо на узкую тропу, идущую
вдоль скал. Как только увидите искусственные пещеры, отыщите лестницу,
ведущую в верхний грот, из которого можно попасть в церковь. На
стенах ее сохранились остатки фресковой росписи XIV–XV вв. В полу
выдолблено несколько корытообразных могил, поверх которых некогда
лежали массивные каменные плиты. Напротив церкви – пещерные кельи
и хозяйственные помещения монастыря.
После
осмотра храма и монастыря можно не возвращаться на плато, а спуститься
вниз, к с. Терновке.
С
плато можно спуститься и по тропинке в Табана-Дере, если подъем
был совершен по оврагу Гамам-Дере. Оба пути проходят мимо источников
отличной питьевой воды.
Перед
спуском осмотрите крепостные стены, которые отгораживали городские
кварталы от двух северо-западных мысов. В верховьях Табана-Дере
были вторые городские ворота. В этой части города жили в основном
караимы. Юго-западнее ворот сохранились остатки кенасы (караимского
молитвенного дома). В верховьях балки возвышается башня. В 1978
г. раскопана ее тыльная сторона, состоящая из двух разновременных
кладок. Восточная часть башни сооружена феодоритами, западная
перестроена в XVI в. турками.
Спускаясь
вниз по оврагу, обратите внимание на вырубленные в скале чаны
для обработки кож (отсюда и название оврага). Ниже находится караимское
кладбище, на некоторых надгробиях сохранились надписи. Ниже овраг
пересекает еще одна оборонительная стена. Возведена она в турецкое
время, возможно, на месте более ранней стены.
Спустившись
к подножию Мангупа, откуда вы начинали подъем, взгляните еще раз
на его неприступные мысы, полюбуйтесь его неповторимой красотой.
Этот величественный, живописный ландшафт надолго останется в вашей
памяти.
--------------------------------------------------------------------------------
1
Происхождение последнего загадочно: оно может быть связано с поселением
здесь в XVIIIв. караимов.
2
В 1425 г. князь Алексей воздвиг башню, о чем можно судить по надписи
на плите, вделанной некогда в ее стену. Надпись такая: «Была построена
эта башня вместе с дворцом в благословенной крепости, которая
видна ныне, во дни Алексея, владыки города Феодоро и Поморья...»
На плите высечен герб мангупского князя – двуглавый орел, заимствованный
из Византии. В настоящее время плита находится в экспозиции Бахчисарайского
историко-архитектурного музея.